Просто Studio
Главная » 2014 » Апрель » 30 » 3D-печать и ее перспективы в России
3D-печать и ее перспективы в России

3D-печать в России растет и очень стремительно. Правда, конкрентные цифры привести сложно: во-первых, рынок пока очень молод и не до конца структурирован, во-вторых, не очень понятно, как его отслеживать. Да, существуют глобальные конторы вроде MakerBot, у которых можно узнать про число заказов из России, или местные стартапы типа Picasso, охотно показывающие свои продажи, но сколько принтеров менее известных брендов кто-то где-то за Уралом добыл себе через Kickstarter или Amazon — сказать, пожалуй, не возьмется никто.

Исходя из доступных сведенных данных, можно предположить, что число «потребительских» домашних принтеров в домах россиян уже перешагнуло порог в 5-6 тыс., но это —, только верхушка айсберга. Мы видим по посещаемости PrintReality.ru, активности пользователей в соцсетях и толпам на тематических выставках и презентациях, что интерес к теме за последний год растет как на дрожжах. И именно за счет потребительского сегмента: в промышленности 3D-принтерами пользуются давно и этой модной лихорадке даже немного удивляются. На одной из выставок мы встретили, к примеру, ребят из Томского кластера аддитивных технологий: пока столичные эстеты только пристреливаются к новой отрасли, они вовсю печатают и используют лопатки для тракторов, которых раньше месяцами ждали из Германии или Китая.

Но даже если говорить о потребительских принтерах, которые уже сейчас можно купить по цене от $90, то и они пока остаются скорее уделом гиков и предприимчивых инженеров. Признаюсь, лично я пока не встретила ни одного человека, купившего 3D-принтер просто ради развлечения, а не для какого-то связанного с ним бизнеса. Вероятнее всего, это обусловлено тем, что для перехода в сегмент потребительской электроники устройствам не хватает трех вещей:

  • понятного маркетинга и рекламы;
  • доступности и выбора рабочих материалов;
  • сервисного обслуживания.


И третий пункт, на мой взгляд, решающий: люди может и готовы потратить деньги в пределах пары тысяч долларов на такую крутую игрушку для себя или образовательный инструмент для детей. Но что делать, если агрегат сломается? Куда бежать, кому звонить, как добиться гарантийного обслуживания от заокеанского производителя без реселлера в России? Перед большим бизнесом этот вопрос не стоит: приобретая промышленный принтер за десятки, а то и сотни тысяч долларов, они уверены, что в случае чего им пришлют специального человека, который все починит, и иногда даже имеют возможность бесплатно обучить своих сотрудников, перепрофилировав их для обслуживания машинки. Но начинающим «печатникам» такая роскошь недоступна.


Вот и получается, что покупают 3D-принтеры те, кто уверен в своей собственной способности их обслуживать. Что печатают такие персонажи? По моим наблюдениям, первейшее, что приходит на ум человеку, купившему полноценный 3D-принтер, работающий с пластиком (а именно этот материал самый ходовой и в России, и в мире) — это печать человеческих фигурок. Потренировавшись на себе и друзьях, люди начинают делать из этого бизнес: подобных контор сейчас в одной только Москве уже несколько десятков. Кроме того, непромышленные принтеры становятся подспорьем для промышленных дизайнеров, архитекторов и преподавателей (лучший способ изготавливать наглядные пособия или тестировать студенческие проекты). Но я не уверена, что это можно назвать потребительской печатью как таковой, ведь в конечном счете, речь идет именно о бизнес-применении устройств.

Для тех, кто сейчас задумывается над покупкой 3D-принтера, есть три возможных стратегии:

  • купить самый дешевый (например, 3D-ручку Doodler или кондитерский принтер ChocoByte): $100, море радости, никаких проблем с поиском расходного материала. Но при этом — невысокое качество печати и невозможность как-то использовать готовые объекты в быту (разве что съесть);
  • найти заинтересованных друзей и купить принтер покруче вскладчину. Почему это решение кажется мне удачным? Во-первых, самому загрузить машинку «заказами» вряд ли получится, и со временем это развлечение наверняка приестся. А вот если у вас есть, например, друзья, которые тоже интересуются темой, или же вменяемый родительский комитет в школе, готовый сделать такую инвестицию в досуг и профориентацию отдельно взятого класса — совсем другое дело;
  • собрать портфолио 3D-моделей, которые вам хочется напечатать, и попробовать по штучке в разных принт-шопах города или у реселлеров, которые в нем представлены (по моему опыту, все очень охотно соглашаются на пробный принт; иногда — даже бесплатно). Так вы, во-первых, поймете, какой принтер лучше подходит для ваших идей, а во-вторых, сможете оценить собственный интерес к теме на деле (в том числе и выставить верхнюю планку возможных трат на такое удовольствие).

 

Если говорить о прогнозах, то уверена, что у потребительской 3D-печати нет иной перспективы, кроме роста: ведь устройства одновременно и дешевеют, и печатают лучше, и обзаводятся дружественными интерфейсами. Появляется все больше открытых баз готовых 3D-моделей (на одном только Thingiverse их уже складировали больше 50 тыс.) Думаю, вся эта динамично развивающаяся индустрия вот-вот прирастет внятным пользовательским сервисом (как это было в свое время с айфонами, когда самоучки не стали дожидаться авторизованных реселлеров и отлично покрыли весь рынок связанных с ними услуг), и тогда мы, конечно, заживем ого-го!

Тамара Бабакова, сооснователь PrintReality.Ru

Просмотров: 1203 / Познакомьтесь с другими публикациями: Новости и статьи